ДТП ПОМОЩЬ

Отмена классического ОСАГО, с 15 июля, что-то новое! «Госуслуги» помогут автовладельцам с выплатами по ОСАГО, станут проводником между пострадавшими и страховой компанией. Это уменьшит сроки на получ

Отмена классического ОСАГО, с 15 июля, что-то новое.

«Госуслуги» помогут автовладельцам с выплатами по ОСАГО, станут проводником между пострадавшими и страховой компанией. Это уменьшит сроки на получение компенсаций и уменьшит количество претензий по ремонту.

15 июля 2023 года все автомобилисты смогут направлять электронные обращения в страховые компании для урегулирования убытков по ОСАГО. С этого момента в России заработают нормы закона 327 ФЗ от 14.07.2022 года. Он в том числе вносит изменения в закон об ОСАГО.

Как пояснили в Центробанке и Российском союзе автостраховщиков (РСА), эти нововведения придумали, чтобы упростить проведение ремонта и получение выплат по ОСАГО для потерпевших автомобилистов, а также снизить количество жалоб на страховщиков.

Техническую реализацию проекта взяло на себя Минцифры.

Зачем нужно электронное урегулирование по ОСАГО. Предположительно электронный документооборот по ОСАГО ускорит урегулирование вопросов по выплате возмещения или ремонту через личный кабинет на «Госуслугах». На данный момент страховщики активно затягивают время подолгу уходя от получения бумажных извещений, так же ведя переписки с автомобилистами и соответственно не исполняют обязательства в срок.

Бывает и такое, когда водители намеренно отправляют извещения в отдаленные офисы урегулирования убытков, для того что бы в дальнейшем получить дополнительные выплаты. Благодаря электронному обороту документов, будет зафиксированы все даты.



Как рассказала в своем выступлении советник руководителя Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России Татьяна Майорова, служба еженедельно получает до 1 тыс. жалоб на страховые компании. Большая часть из них приходится на вопросы, связанные с начисленным им КБМ (показателя безаварийного вождения). А вторым по значимости направлением стала проблема урегулирования убытков после ДТП.

В Центробанке привели примеры наиболее популярных жалоб от водителей. Cогласно обращениям, страховые отказывают автомобилистам в получении данных о ремонте по ОСАГО, потерпевшим непонятно, как принимать машину после починки.

Также страховщики иногда отказываются предоставлять акты о проделанных работах.

«В итоге из предоставленных документов непонятно, какие детали подлежат замене, а какие — ремонту», — рассказала Майорова.

По ее словам, в ЦБ накопились уже тысячи обращений с такими формулировками.

Как объяснила Майорова, после запуска системы все документы по обращению будут собраны в отдельной электронной папке, в которой будут сохранены все даты, связанные с событиями по урегулированию убытка. Такая схема, по ее словам, повысит скорость обмена информацией со страховщиками.

«Люди месяцами ждут ответов, ведется переписка, а возмещения по ОСАГО так и нет», — отметила она.

Как будет работать схема

На госуслугах начнут храниться все документы, в личном кабинете. Через личный кабинет можно будет писать обращение после ДТП, с нужной страховой компанией вести переписку. Что бы документы имели юридическую силу, подписываться они будут усиленной неквалифицированной электронной подписью (УНЭП) с помощью приложения «Госключ». Использовать более простую схему, как хотели в Центробанке, не получилось из-за позиции ФСБ.

Обмен документов будет проходить через Систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) напрямую, минуя РСА, и приходить непосредственно в ответственные страховые компании. Система электронного урегулирования ОСАГО предусматривает в том числе осмотр транспортных средств с помощью фото- и видеоматериалов и заключение окончательного соглашения между страховщиком и заявителем в электронном виде.

Таким образом, как рассказал представитель ЦБ, новая схема повысит прозрачность общения страховых с автомобилистами и жалоб должно стать меньше. В качестве примера Майорова привела пример с европротоколом: сначала автомобилисты опасались им пользоваться, а теперь около 40% ДТП водители оформляют с помощью этого инструмента.

Когда все заработает

О создании системы, позволяющей перевести взаимодействие водителей и страховых компаний в электронную форму, Банк России задумался еще в 2018 году. В 2019 году на уровне правительственной комиссии было принято решение начать работу по электронному урегулированию. Первыми шагами стал запуск извещения о ДТП в электронном виде, затем в конце 2022 года заработал конструктор схемы ДТП, позволяющий водителям составлять электронную схему аварии. Следующим шагом должен стать запуск электронного урегулирования, которое заработает 15 июля 2023 года. Но это еще не финал. С 1 января 2025 года все страховщики должны будут иметь возможность исполнить требование закона и наладить электронный прием обращений на своих сайтах и приложениях.

«Начинается нормальный процесс взаимодействия страховщиков и автомобилистов. Даты, отметки на поданных документах — для страховщика это важно. Подали заявление, отправили машину на осмотр — отметка получена. Если машина на осмотр не представлена, водитель получает второе направление, как требует ЦБ. Машину осмотрели — вот акт об осмотре, вот проведенная оценка и экспертное заключение. Весь шлейф фиксируется в течение 20 дней. На 20-й день, если вопрос не закрыт, — все, страховщиков ждут санкции», — отметил Уфимцев

Некоторое страховщики отметили, что опасаются активности страховых мошенников, однако, по мнению Уфимцева, переход в цифру и унификация через «Госуслуги» защищают отрасль от мошенников.

«Электронное урегулирование — это драйвер 2023 года. Мы понимаем, что с обеих сторон могут быть какие-то шероховатости, но концептуально мы должны это запустить. Для страховщиков это означает снижение убыточности, снижение расходов на ведение дела. А в увеличении сроков урегулирования они не заинтересованы, поскольку это приводит к штрафам и начислению пени 1% в день от суммы ущерба. Быстро заплатили и забыли, чтобы у человека не было претензий», — сказал Уфимцев.

«Там, где есть цифровизация, мы приходим к максимальной прозрачности и управляемости. Граждане могут через «Госуслуги» сейчас оставлять отзывы даже на физические услуги, полученные, к примеру, в МФЦ. Мы можем отслеживать всплески негативных отзывов, все статусы со стороны ответственных ведомств», — поделился заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Дмитрий Огуряев.

Что говорят юристы компании ДТП Помощь:

«Однозначно, это ускорит процесс, а также упростит сбор документов для обращения в суд и избавит потерпевшего от лишних поездок в страховую компанию.

Однако мы считаем, что качество ремонта и размер выплат от этого никак не изменится. Так же необходимо отметь, что законодатель в очередной раз запускает сырой продукт, который, как и все до этого продукта, будет дорабатываться через за счет граждан, через их представителей и не будет доведен до ума и нормального его исполнения.

Резюмируя, задумка хорошая главное чтобы исполнения было такое же!»
Новости